Госдума приняла во втором и в третьем, окончательном, чтениях закон о мерах по борьбе с кибермошенничеством.
Согласно закону, кредитная организация обязана обеспечить клиенту возможность наделить третье лицо статусом уполномоченного лица для подтверждения совершения операции по переводу денежных средств с банковских счетов в пользу третьих лиц, операции по получению клиентом — физлицом наличных денежных средств с банковских счетов, открытых в этой кредитной организации, в том числе с применением банкомата.
Операция, требующая подтверждения уполномоченным лицом, должна быть подтверждена (либо отклонена) указанным лицом не позднее 12 часов, если более короткий срок не установлен в соглашении, с момента направления такому лицу уведомления кредитной организации о совершении клиентом указанной операции, предусматривает закон.
Также, согласно закону кредитная организация, выдавшая клиенту платёжную карту, должна будет проверить, не происходит ли снятие наличных без согласия клиента через банкоматы. Признаки таких случаев определит Банк России и разместит информацию о них на своём официальном сайте. Если такие признаки выявлены, банк должен будет ограничить выдачу наличных до 50 тыс. рублей в сутки на 48 часов и сразу уведомить клиента.
Кроме этого, банк будет обязан ограничить выдачу наличных денежных средств с применением банкоматов на сумму до 100 тыс. рублей в месяц, «если от Банка России получена информация, содержащаяся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента», говорится в законе.
Плюс, в тексте «учтены предложения цифровых платформ, в том числе агрегаторов, операторов связи, сайтов объявлений в части использования биометрических персональных данных — в итоговом варианте прописано право, а не обязательство внедрения данного фактора при идентификации», написал председатель комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский, комментируя закон в своём Telegram-канале.
Принятый закон вводит запрет на использование принадлежащих иностранным юридическим лицам или иностранным гражданами мессенджеров госорганам, Центральному банку РФ, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, депозитариям, организаторам торгов, ломбардам и микрофинансовым организациям, кооперативам, операторам финансовых и инвестиционных платформ, операторам обмена и выпуска ЦФА.
Помимо того, запрет на использование иностранных мессенджеров для информирования граждан коснётся субъектов национальной платёжной системы, операторов связи, владельцев агрегаторов товаров и услуг, а также сайтов, страниц и сервисов, которые ежедневно посещают более 500 тыс. пользователей, находящихся на территории России, и которые распространяют рекламу на русском или других языках народов РФ. Аналогичный запрет вводится и для владельцев сервисов объявлений с трафиком более 100 тыс. человек. Речь идёт о сервисах с объявлениями о покупке, продаже или аренде имущества, предоставлении услуг, поиске работы и сотрудников.
Ограничение распространяется на компании и предприятия, где доля государства составляет более 50%.
Наконец, согласно тексту документа, массовые телефонные вызовы допускаются только при условии получения от абонентов согласия, «выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение массовых вызовов». При этом абонент вправе направить оператору связи отказ от получения массовых вызовов и рассылок, а оператор обязан прекратить их после получения такого отказа. Кроме того, закон обязывает операторов направлять на телефон абонента информацию о компании, которая ему звонит.
SIM-карты можно будет передавать членам семьи, близким родственникам и иным лицам, которые установит правительство РФ.
Плюс, вводится запрет на отправку SMS в момент телефонного соединения — абоненту оно может быть доставлено только после окончания разговора, и запрет на ввоз в Россию спутниковых средств связи иностранного производства, не имеющих решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот.
Для положений закона предусмотрены разные сроки вступления в силу.