В России к концу нынешнего года могут быть созданы три разных 50-кубитных квантовых компьютера, сообщил в интервью РИА «Новости» советник генерального директора госкорпорации «Росатом», сооснователь Российского квантового центра Руслан Юнусов.
«До конца года мы планируем 50 кубитов достичь на атомной платформе. И, возможно, покажем ещё один альтернативный компьютер на ионной платформе, тоже 50 кубитов. То есть, если все будет хорошо, в России в конце года будет три квантовых вычислителя на 50 кубитов, а может, даже больше», — сказал Юнусов.
«Когда мы в 2020 году начинали дорожную карту по квантовым вычислениям, мы сразу говорили, что в мире есть несколько лидирующих платформ, на которых планируется строить квантовый компьютер. Это сверхпроводники, атомы, ионы и фотоны. Есть и другие платформы, но никто не знает, какая из них будет лучше, поэтому надо заниматься как минимум основными», — добавил он.
По словам Юнусова, все эти годы в России шла работа не над одним ионным компьютером, а сразу по нескольким направлениям. «Первый компьютер, который преодолел планку в 50 кубитов, оказался ионным. Но этого результата мог достичь и другой проект», — отметил собеседник агентства.
«Если говорить о ближайших планах, то, наверное, на 2025 год у нас будет цель достичь 75 кубитов», — сказал Юнусов. Вместе с тем, по его словам, «гораздо важнее заниматься увеличением точности работы квантовых вычислителей, чтобы решать полезные задачи».
«К 2030 году мы как раз хотим показать решение нескольких полезных для экономики задач. Так, чтобы квантовый компьютер победил суперкомпьютер», — сказал Юнусов. «Но надо понимать, что для этого недостаточно просто увеличивать количество кубитов, нужно радикально улучшить их качество. И эта работа будет проводиться параллельно», — добавил он.
По словам Юнусова, чтобы решить полезную промышленную задачу, нужно, с одной стороны, увеличить количество кубитов, улучшить их качество, а с другой стороны, необходимо выработать или оптимизировать существующие алгоритмы так, чтобы они работали «максимально хорошо».
«Если говорить о "железе", то это порядка нескольких сотен кубитов: это 300, 500 или 1000 кубитов. Будет зависеть от задачи. И уровень ошибок должен быть однозначно меньше 1%, а по‑хорошему, точность операции должна быть 99,7–99,9%. Это тот уровень, на котором уже можно активно бороться с ошибками и показывать хорошие результаты», — сказал он.