17 сентября на XXII международной конференции по проблематике инфраструктуры открытых ключей и электронной подписи прошла стратегическая сессия «Итоги пяти лет реализации самой масштабной реформы 63-ФЗ». Её участники обсудили масштабные изменения 63-ФЗ, которые произошли за указанный срок, и оценили достигнутые результаты.
По мнению и. о. заместителя директора департамента развития технологий цифровой идентификации Минцифры России Юрия Шабанова, электронная подпись (ЭП) сейчас выступает в качестве двух факторов. Первый — это непосредственно волеизъявление человека, когда он подписывает документ (очно, дистанционно). Второй — как способ идентификации.
«Данная сфера динамично развивается и уверен, что так будет и дальше. Говоря об итогах, нужно отметить, что за последние пять лет сформирована архитектура отрасли, и 63-ФЗ выступает здесь ключевым элементом с точки зрения нормативов. Появляются также новые технологии», — констатировал Шабанов.
С точки зрения архитектуры теперь есть органы, которые аккредитованы по закону (Банк России, Казначейство, ФНС), и организации, которые получают аккредитацию — это удостоверяющие центры.
Представитель Минцифры также рассказал о количественных и качественных изменениях в сфере деятельности УЦ и отметил их возросшую ответственность: «Есть 43 аккредитованные организации, 19 — в этом году уже прошли переаккредитацию».
С точки зрения результатов реформы Юрий Шабанов выделил несколько ключевых элементов:
- Первый — это запрет на выдачу сертификатов юридических лиц в коммерческих АУЦ.
- Второй — это запрет на выдачу сертификатов по доверенности.
- Третий — использование облачной электронной подписи возможно только при выполнении определённых требований, которые разрабатываются в настоящее время.
«Ещё один важный элемент — усиленная электронная подпись начала выдаваться в дистанционном формате, это утверждено на уровне законодательства. Теперь её можно получить с помощью загранпаспорта с НФС-чипом или с помощью единой биометрической системы, что в целом упрощает жизнь людей с точки зрения совершения юридически значимых действий», — заключил спикер.