Университет «Сириус» провёл конференцию «Кадровый потенциал в сфере информационной безопасности», участники которой обсудили вопросы подготовки квалифицированных специалистов и проблемы российского образования. Мероприятие прошло при поддержке Минцифры России, ФУМО, ФСБ и ФСТЭК России, Академии криптографии РФ, компаний — лидеров отрасли кибербезопасности. BIS Journal попросил поделиться своими впечатлениями и мыслями по итогам конференции генерального директора АНО «НТЦ ЦК» Игоря Качалина.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ПРЕДИСЛОВИЕ
Проводя эту конференцию, Университет «Сириус» дал возможность обменяться мнениями как работодателям, так и тем, кто занимается подготовкой специалистов разного профиля и разного уровня. Подобные мероприятия позволяют выявить и донести до вузов те проблемы, которые есть у работодателей. Понять, какие сложности и проблемы есть у тех, кто занимается подготовкой кадров, найти выход из ситуации и осознать, что это не тупик.
С точки зрения подготовки кадров нужно сделать так, чтобы работа по специальности в области ИБ была привлекательной для молодых людей, доставляла им удовольствие, была нужной для государства — в этом её ценность. Участие в этой конференции АНО «НТЦ ЦК» позволило нам в какой-то мере донести до сообщества потребности в исследователях и научных кадрах.
Наша молодая организация (АНО «НТЦ ЦК» работает чуть больше года — ред.) работает больше в исследовательской сфере. Основываясь на своём опыте, я полагаю, что студенты, получающие высшее образование, в первую очередь должны иметь исследовательские навыки, а не только профессионально знать языки программирования или иностранные языки, уметь общаться и программировать. Важно уметь искать и добывать новые знания, реализовывать их в востребованных на рынке продуктах.
Какими компетенциями должны обладать специалисты-исследователи, которые хотят работать в НТЦ ЦК? На самом деле требования заложены в самом названии организации — цифровая криптография. С одной стороны, есть базовое понятие — криптография. С другой — слово «цифровая» говорит о новой эпохе в развитии России — цифровизации.
Найти место криптографии в новых условиях, когда технологии развиваются очень быстро, достаточно сложно. Ведь криптография — наука неторопливая, она требует глубоких исследований. Наша главная задача — добиться, чтобы отечественные криптографические механизмы широко использовались в ИТ, внедряемых в системы государственного управления. Отсюда возникают требования к специалистам.
Эти люди должны иметь подготовку в области информационных технологий, поскольку никакие новые технологии без ИТ не существуют. Это должны быть специалисты, знающие, что такое криптография, её слабые и сильные стороны. Неправильное применение хороших алгоритмов может приводить к серьёзному упущению в области безопасности.
Требования высокие, они вряд ли применимы к выпускникам, пришедшим непосредственно со студенческой скамьи. Но мы готовы брать и молодых специалистов, доводить их квалификацию до нужных нам требований. В тех проектах, которыми мы сейчас занимаемся, есть место исследователям, программистам, математикам и физикам.
В рамках государственных проектов, которые реализует АНО НТЦ ЦК, в прошлом году мы привлекали коллективы студентов и преподавателей к научным исследованиям. Это был успешный опыт, результаты аналитических работ показали, что направление востребовано и имеет высокий потенциал. В текущем году мы развиваем это направление, будем привлекать студенческие группы к проведению научно-исследовательских работ.
Если же говорить о передаче опыта между поколениями, мне кажется, нельзя подходить менторски к взаимодействию с молодёжью. Она в чём-то умнее нас, иначе не было бы прогресса, это диктует жизнь. Надо учиться слушать и слышать молодёжь, её потребности и навыки. Находить применение устремлениям молодых, направлять их в нужное русло, на решение задач, которые стоят перед организацией. В этом и должно состоять наставничество, без насаждения своих взглядов.
ЕСТЬ ЛИ НАУКА В ВУЗАХ?
На этой конференции мне довелось стать модератором круглого стола «Наука в ИБ — потребности и возможности университетов, компаний и государства». Интересная получилась дискуссия. Началась она с вопроса: «Так есть ли наука в вузах?»
Коллеги не согласились с моим мнением, что в сборниках материалов к научным конференциям последних лет нет работ по ИБ, хотя практически все программы подготовки по направлению 10.00.00 «Информационная безопасность» открыты для доступа. Они отметили, что ряд направлений ИБ или не попадают в категорию инфобеза, например квантовые технологии, или кодируются и публикуются в закрытом виде, такие как криптография. Получилось, что вопрос не в отсутствии работ, а в методике их классификации и специфике самой науки, связанной с ИБ.
Область инфобеза стоит на стыке математики, информационных и информационно-коммуникационных технологий, физики, экономики и юриспруденции. И порой даже возникает вопрос, что шире — ИБ или ИТ. С другой стороны, для любого объекта остро стоит вопрос защиты информации. Но в целом ИБ — узкая тема.
Тематика доверия, защищённости, надёжной эксплуатации — это те фундаментальные направления, которые успешно разрабатываются в вузах и используются на практике. Ещё больше точек соприкосновения в прикладных направлениях. В гражданской критической информационной инфраструктуре предстоит много сделать и категоризировать. В качестве примера успешного научного сотрудничества эксперты привели опыт взаимодействия МИРЭА и Госкорпорации «Росатом».
Машинное обучение, искусственный интеллект — серьёзная тема для фундаментальной и прикладной науки. И здесь стоит вспомнить вклад в математику российских учёных. В этом году исследователи из Массачусетского технологического института (США) представили новую архитектуру нейронной сети, получившую название Kolmogorov-Arnold Networks (KAN). Она построена на основании трудов Андрея Колмогорова и Владимира Арнольда. Архитектура обещает произвести революцию в понимании и создании нейронных сетей, по крайней мере, так говорят её создатели.
Искусственный интеллект построен на математическом аппарате, который можно применять там, где он применим, и решать новыми средствами новые задачи. Мы выглядим не хуже западных коллег в области науки и обеспечения ИБ новыми разработками, в том числе фундаментальными результатами в математике. У нас есть свои результаты, которыми можно гордиться. Так, есть опыт создания АСУ ТП плавучих АЭС малой мощности. Здесь важен набор средств и методов защиты для надёжной и функционально устойчивой защиты работы станций. На основе математического аппарата учёными из вузов создаются динамически меняющиеся системы ИБ таких станций. Эта задача позволяет создать новый комплекс методов и средств для проактивной защиты объектов КИИ.
То есть участники дискуссии сошлись во мнении, что наука в университетах есть и будет, без этого не может существовать вуз, а обучение по ИБ невозможно без научного сопровождения.
О ФИНАНСИРОВАНИИ
Для развития науки и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) нужно устойчивое финансирование. Регулярных заказов на научные исследования можно ожидать со стороны госсектора и его силового блока, где планирование расходов ведётся на перспективу 3–5 лет. В госзаказе прописывается научная составляющая, которая является обоснованием дальнейшей деятельности.
И если госсектор планирует расходы на науку, то бизнес идёт на них при необходимости планировать фундаментальные разработки на длительную перспективу. Иной подход скорее исключение, чем правило. Долгосрочное планирование научных исследований есть у госкорпорации «Росатом», которая финансирует научные исследования в Московском и Ивановском энергетических университетах. Ивановские учёные приняли активное участие в разработке проекта АСУ Курской АЭС-2 нового типа, которая будет запущена в конце года.
Огромный пласт возможностей сотрудничества участники конференции видят в гражданском госсекторе, где ведутся НИОКР, а вузы выступают как соисполнители. Этот пласт разработок планируется на годы вперёд и хорошо коррелируется с кадровым обеспечением.
Есть западный опыт частных компаний, которые заказывают исследовательские работы у университетов. Но российский бизнес часто живёт в парадигме конца 1990-х и не представляет текущее состояние научной базы вузов. Участники круглого стола заметили, что необходимо активизировать работу в этом направлении и через 3–4 года вузы получат волну заказов НИОКР.
Ещё один аспект исследований — отрицательный результат. Госзаказ не допускает такого итога работ. Но научные исследования — вещь непредсказуемая и не всегда согласуется с техзаданием заказчика. В таком случае стоит рассматривать иные формы взаимодействия сторон и финансирования работ. Такие подходы позволят заказчикам и исследователям рисковать, активизировать как минимум прикладные НИОКР.
НА ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Опыт взаимодействия коммерческих компаний и учёных из вузов и академических институтов — отдельный вопрос. Совместную работу организовать сложно, поскольку наука рассматривает фундаментальный подход, а производство идёт по реализации, которая обеспечивает достаточный уровень ИБ и далека от науки. Интересен опыт компании «ИнфоТеКС», которая создала исследовательское подразделение, ставшее интерфейсом между разработчиками и учёными, что позволяет учитывать требования бизнеса к разработке.
Компания разработала стратегию работы с вузами, которая включает краткосрочные ознакомительные программы и долгосрочное сотрудничество, работу по нескольким трекам. Многое зависит от открытости вузов, их готовности сотрудничать, а не только желания получить финансирование.
ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ
Острый вопрос — уровень подготовки преподавательского состава. Сложилось поколение учёных и преподавателей, которые никогда не выходили из стен вуза. Они выросли от студентов до профессоров, но не имеют опыта практической работы. Возникает разрыв НИОКР и производства. Возможно, стоит вывести аспирантуру из системы высшего образования и принимать на учёбу только людей, имеющих опыт практической работы, тогда не будет возникать противоречий между наукой и практикой.
Если вендор открывает в университете свои учебные подразделения под НИР, формирует региональные кластеры разработки, от этого выигрывают все стороны. Вместе с учебной программой начинаются научные исследования, публикации и внедрения с партнёром, отметили участники дискуссии. Но здесь нужно встречное движение со стороны вузов и координация работ. Это огромная долгосрочная история, которая упрощает работу в прикладной тематике, но требует терпения со стороны участников.
Показательна инициатива по центрам ИИ, когда индустриальные партнёры подключаются к финансированию. Силами ИСП РАН при участии АНО НТЦ ЦК, частных компаний и регуляторов ведутся фундаментальные исследования прикладных доверенных систем ИИ и больших языковых моделей. Однако многим вузам не интересен индивидуальный подход, который даёт развитие кадрового потенциала, но не идёт в зачёт организации и не позволяет финансировать административный персонал.
ПОДВОДЯ ИТОГИ
Завершая дискуссию, я попросил коллег выделить главное, что должно помочь и заказчику, и университетам результативно развивать вузовскую науку. Получилось следующее:
- нужна история успеха; надо идти к большим проектам маленькими шагами;
- открытость и партнёрство с обеих сторон, долгосрочное планирование и сотрудничество;
- партнёры не должны предъявлять друг другу завышенных требований и ожиданий;
- желательна готовая модель, которую небольшие вузы могли бы внедрить;
- индустриальный партнёр должен идти в вуз, учить и финансировать учёных, развивать науку — выращивать команду. В университете всегда есть люди, готовые заниматься практическими работами;
- стороны должны ставить амбициозные стратегические задачи на 5–10 лет, которые потребуют научных исследований.
- вузы должны ориентироваться на мировой уровень, и тогда взаимодействие сторон будет эффективным.